Сайт техника и автомобилиста Константина
2018 April: Аккумуляторы свинцовые для стационарных установок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

Аккумуляторы стационарные свинцовые

типа OPzS VARTA

Специальное издание

Хаген

Содержание

1.

Введение ...................................................................................................

3

2.

Назначение ...............................................................................................

3

3.

Технические характеристики ....................................................................

4

4.

Устройство аккумуляторов .......................................................................

6

5.

Требования к вентиляции помещений с аккумуляторами и газовыделение ...........................................................................................

6

6.

Маркировка, тара, упаковка ......................................................................

7

7.

Хранение ....................................................................................................

8

8.

Монтаж батареи ........................................................................................

9

9.

Требования безопасности при монтаже ..................................................

10

10.

Установка ...................................................................................................

10

11.

Заполнение электролитом ........................................................................

11

12.

Ввод батареи в эксплуатацию ..................................................................

22

13.

Правила эксплуатации и методы заряда .................................................

28

14.

Контрольные испытания ...........................................................................

30

15.

Плотность электролита .............................................................................

30

16.

Профилактические испытания емкости ...................................................

31

17.

Уход ............................................................................................................

33

18.

Общие правила безопасности ..................................................................

33

Приложения:

А. Основные технические данные ...........................................................

35

В. Упаковка ................................................................................................

37

Рекомендации по техническому обслуживанию ......................................

41

1. Введение

Настоящее техническое описание, инструкция по монтажу и эксплуатации предназначено для руководства в работе и правильной эксплуатации стационарных аккумуляторов типа OPzS VARTA и содержит сведения о назначении аккумуляторов, краткие технические характеристики, описание конструкции, указания мер безопасности, правила приведения в рабочее состояние и сведения по эксплуатации и монтажу.

2. Назначение

Аккумуляторы предназначены для комплектования батарей, используемых в качестве установок постоянного тока в системах телекоммуникации и других объектов промышленного оборудования, для которых необходимо покрытие длительных токов разряда (кроме кратковременных толчковых нагрузок).

Аккумуляторы предназначены для эксплуатации в закрытых вентили-руемых помещениях при температуре окружающего воздуха от 0 до 55С (рекомендуемая температура +20С).

Аккумулятор должен быть сейсмостойким (механически прочным и сохранять работоспособность) при сейсмических воздействиях со значениями ускорений 0,9 g в горизонтальном направлении и 0,6 g в вертикальном направлении, а также при их одновременном воздействии, в частотном диапазоне от 3 до 35 Гц. Сейсмостойкость аккумулятора обеспечивается при условии установки и крепления в соответствии с требованиями Изготовителя.

Условное обозначение аккумуляторов:

8 OPzS 800 Номинальная емкость

Стационарный, с трубчатыми положительными

электродами в закрытом исполнении

Число положительных электродов

Пример записи аккумулятора при его заказе и в документации: “Аккумулятор 8 OPzS 800 VARTA”.

3. Технические характеристики

3.1 Аккумуляторы соответствуют требованиям технических условий и данным Приложения А и В.

3.2 Аккумуляторы поставляются без электролита сухозаряженными с плотно вставленными фильтр-пробками. По желанию Заказчика аккумуляторы могут поставляться заряженными, заполненными электролитом.

3.3 Аккумуляторы в сухом виде (без электролита) не имеют электричес-кой проводимости.

3.4 Аккумуляторы имеют герметичную укупорку в месте соединения крышки с баком, пробкой и борнами и выдерживают давление избыточное или уменьшенное, по сравнению с атмосферным на 20 кПа при температуре 25+10С, при этом исключается выход газа, аэрозоли и электролита из аккумуляторов.

3.5 Аккумуляторы должны иметь 95% емкости, указанной в таблице 2 Приложения А, на первом цикле при 10, 5, 3, 1 1/2, 1/6-часовых режимах разряда, а 100% емкости - на 5 цикле.

Номинальная емкость аккумуляторов - емкость при 10-часовом разряде до конечного напряжения 1,80 В/эл. и плотности электролита 1,24 г/cм3 при +20С.

Проверка емкости аккумуляторов проводится на заводе-изготовителе в 10 и 1-часовых режимах с соблюдением следующих требований:

а) средняя температура электролита в процессе разряда 10-35С

(рекомендуемая температура 20С);

б) плотность электролита в начале разряда 1,240  0,005 г/см3 при

температуре 20С;

в) уровень электролита на отметке МАКС;

г) конечное напряжение при 10-часовом разряде 1,80 В, при 1-часовом

разряде - 1,75 В.

3.6 Эксплуатация аккумуляторов в батарее должна производиться в режи-ме постоянного подзаряда с напряжением (2,23В  n) 1%, где n - количество аккумуляторов. ( Допускается эксплуатация в режиме (2,23В  n) 2% ).

При этом отклонение напряжения на отдельных аккумуляторах может составлять +0,1В - 0,05В.

3.7 Во избежание глубоких разрядов не рекомендуется проводить разряд до конечных напряжений ниже значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Режимы раряда, час

10

5

3

1

0,5

Элементы с электродными пластинами емкостью

Напряжение, В/эл.

50 Ачас

1,8

1,78

1,765

1,71

1,655

70 Ачас

1,795

1,765

1,745

1,675

1,60

100 Ачас

1,79

1,77

1,745

1,67

1,58

125 Ачас

1,79

1,76

1,735

1,64

1,54

3.8 Срок службы аккумуляторов при соблюдении настоящего Технического описания и инструкции по монтажу и эксплуатации составляет не менее 15 лет (срок отдачи не менее 80% номинальной емкости).

Продолжительная эксплуатация аккумуляторов при температурах окружающего воздуха выше +25С сокращает срок их службы.

Указанное действительно также при длительной эксплуатации аккумулято-ров в батарее в режиме подзаряда с напряжением превышающим 2,25 В х n, где n - количество аккумуляторов в батарее.

3.9 В течение всего срока службы (15 лет) допустимо возникновение отказов, влияющих на работоспособность аккумуляторов, не более, чем на 1 аккумуляторной батарее в год из 10000, находящихся в эксплуатации. При этом под аккумуляторной батареей понимается 100 элементов.

3.10 Саморазряд полностью заряженных аккумуляторов при 30-суточном бездействии не превышает 3% при температуре +20С и удваивается с повышением температуры на каждые 10С.

3.11 Сохраняемость аккумуляторов без электролита (в заводской упаковке) от выпуска до приведения в рабочее состояние составляет 4 года. После хранения (до 4 лет) (см. Раздел 7) аккумуляторы должны соответствовать требованиям технических условий.

3.12 В комплект поставки с аккумуляторами должны входить фильтр-пробки, перемычки и комплект документации. По желанию заказчика комплектно с аккумуляторами могут поставляться стеллажи, приспособления для монтажа и эксплуатации, а также электролит.

Комплект определяется контрактом.

4. Устройство аккумуляторов

4.1 Аккумуляторы выпускаются в баках, из прозрачной или полупрозрач-ной ударопрочной пластмассы.

4.2 Аккумуляторы состоят из блока электродов, помещенного в бак, закрытый крышкой.

Электролитом служит раствор серной кислоты плотностью 1,240  0,005 г/см3, приведенной к температуре 20С.

4.3 Блок электродов состоит из положительных и отрицательных элек-тродов, припаянных токоведущими ушками соответственно к положительным и отрицательным борнам и разделенных между собой микропористым сепаратором.

Крайними в блоке являются отрицательные электроды.

4.4 Положительные электроды трубчатой конструкции емкостью 50, 70, 100 и 125 Ач.

4.5 Отрицательные электроды решетчатой конструкции, намазные и устанавливаются на ребра донной части бака.

4.6 Сепараторы представляют собой листы, соответствующие форме электродов. Сепаратор на 15 мм выступает над верхней кромкой электродов.

4.7 Аккумуляторы и блоки емкостью до 600 Ач имеют 2 выводных борна, емкостью 8001500 Ач - 4 борна, 18752000 Ач - 6 борнов и 25003000 Ач - 8 борнов. Кроме этого, на крышке имеются от 1 до 3 отверстий для заливки электролита и воды, измерения температуры и плотности электролита, а также для выхода газа из аккумуляторов. Эти отверстия закрываются фильтр-пробками, которые рассчитаны на весь срок службы аккумуляторов и не должны сниматься, кроме случаев, когда необходим долив дистиллированной воды или при проведении испытаний.

4.8 Соединение бака с крышкой - термосварка. Места выводных борнов болтового соединения имеют специальные лабиринтные уплотнения с резиновыми втулками или кольцами, а сварного исполнения только резиновыми втулками или кольцами.

5. Требования к вентиляции помещений с аккумуляторами и газовыделение

При проектировании вентиляционных систем в помещениях аккумулятор-ных батарей следует исходить из того, что 1 Ач как избыточное количество тока в режиме эксплуатации с постоянным подзарядом использует для электролиза в каждом элементе 0,34 г воды, при этом из электролита выделяется примерно 0,22 л кислорода и 0,45 л водорода. Всего примерно 0,67 л газа при t=20С и давлении 760 мм ртутного столба.

Ток при электролизе в одном элементе зависит от типа аккумулятора, поэтому для аккумуляторов типа OPzS в режиме постоянного подзаряда 2,23В/на аккумулятор и +20С в соответствии с Рис.1 ток равен примерно 25 мА на каждые 100 Ач. Исходя из этих данных получаем для аккумуляторов OPzS (100 Ач) в день (24 часа; 2,23 В; +20С) следующее количество газа: 0,1 л кислорода и 0,2 л водорода. Всего примерно 0,30 л газа.

При заряде аккумуляторов напряжением, например, 2,3 В/эл. в соответ-ствии с рисунком 1 ток заряда равен 35 мА, что дает следующее значение количества водорода, выделяемого в сутки: 0,35 х 24 х 0,45 = 0,38 л.

Таким образом, для различных режимов работы могут быть определены различные количества выделяемого водорода и, следовательно, определен необходимый объем воздухообмена, который должен быть обеспечен системой вентиляции.

Проектирование системы вентиляции должно вестись по нормам, действующим в стране Покупателя.

Зависимость тока в режиме непрерывного подзаряда элемента OPzS

с номинальной емкостью 100 Ач от напряжения заряда и температуры

Рисунок 1

6. Маркировка, тара, упаковка

6.1 На корпусе бака каждого аккумулятора должна быть нанесена литьевым способом или краской маркировка с указанием:

а) товарного знака предприятия-изготовителя;

б) условного обозначения аккумуляторов;

в) знака полярности (+), по мере возможности также (–);

г) максимального и минимального уровней электролита;

д) даты выпуска (месяц, год).

6.2 Тара

Упаковка зависит от маршрута транспортировки и климатических условий в месте выгрузки. Она может быть самой различной: от обтягивания упаковочной пленкой на палетах для транспортировки на автомобиле до упаковки в ящиках для транспортировки морским и авиатранспортом.

7. Хранение

Свинцовые батареи могут отгружаться заказчикам сухозаряженными, а по желанию заказчика заполненными электролитом. При этом в каждый упаковочный ящик вложен упаковочный лист с указанием условного обозначения аккумулятора и даты упаковки. Комплект принадлежностей к аккумуляторам для их монтажа и эксплуатационная документация упакованы в картонные коробки отдельно или вместе с аккумуляторами с указанием в упаковочном листе наименования и количества принадлежностей.

7.1 Поставка в залитом электролитом и заряженном состоянии

Залитые электролитом и заряженные батареи могут без подзаряда храниться на складе лишь ограниченное время, поскольку происходит их саморазряд и протекающие в этой связи химические процессы. Не позднее, чем через 6 недель хранения на складе при температуре до 25С, а при температуре среды хранения 35С - через 4 недели, батареи следует заряжать

- подключением на постоянный подзаряд с напряжением 2,23 В/элемент

или

- периодическим подзарядом ограниченным током.

При этом ток дозаряда должен быть ограничен 5 А на каждые 100 Ач, а сам дозаряд этим током - четырьмя часами; таким образом, на каждые 100 Ач номинальной емкости дозаряжаемая емкость должна составить 20 Ач. Напряжение на отдельных элементах должно при таком подзаряде достичь максимум 2,4 В/эл. В конце дозаряда напряжение на всех элементах следует проверить с тем, чтобы установить, не имеют ли некоторые элементы повышенный саморазряд, что возможно, например, по причине точечных коротких замыканий (повреждение при транспортировке).

7.2 Поставка в сухозаряженном состоянии

В сухом состоянии свинцовые аккумуляторы могут храниться до 4 лет. Однако, при очень длинном сроке складского хранения, особенно при складских температурах выше 25С, предварительно заряженная емкость постоянно падает, что следует учитывать потом при более позднем вводе в эксплуатацию.

С тем, чтобы предварительно сухой заряд возможно дольше и более полно сохранялся, температура в помещениях складирования должна быть в пределах от минус 50С до плюс 50С; кроме того, температура в складском помещении, даже в этих рамках, не должна сильно колебаться, поскольку это может привести к конденсации воды внутри элементов и, таким образом, к образованию микрозамыканий между пластинами элементов. Ни в коем случае нельзя подвергать элементы прямому воздействию солнечных лучей, во избежание повреждений сосудов и проводок полюсов.

Элементы следует хранить установленными вертикально крышкой вверх и ни в коем случае их нельзя штабелировать.

В период складского хранения элементы необходимо сохранять в их оригинальной упаковке, поскольку в ней находятся влагопоглотители, в значительной степени уменьшающие конденсацию воды.

8. Монтаж батареи

К монтажу батареи следует приступать лишь после того, как батарейные помещения будут полностью оборудованы, с тем, чтобы исключить повреждения батареи при послемонтажных строительных работах.

8.1 Вскрыть упаковочные ящики (рисунок 2), убедившись предварительно в их сохранности. Проверить наличие и плотность соединения фильтр-пробок на каждом аккумуляторе. Вынуть сопроводительную документацию. Проверить комплектность и отсутствие механических повреждений на аккумуляторах и принадлежностях. Вынуть из ящиков упаковочные перегородки и уплотнители. Вынуть аккумуляторы и принадлежности (если они находятся вместе с аккумуляторами).

Рисунок 2

Запрещается вынимать из ящика аккумуляторы, используя для этого вентиляционное отверстие крышки.

Выемку аккумуляторов из ящиков, перенос и установку на место монтажа необходимо осуществлять в вертикальном положении, удерживая их за борны и поддерживая дно сосуда. Перенос аккумуляторов весом свыше 70 кг осуществляется с помощью специального приспособления.

С целью исключения разгерметизации аккумуляторов при распаковке и монтаже рекомендуется избегать ударов корпусов и крышек аккумуляторов.

8.2 Проверить соответствие маркировки полярности на крышке фактической полярности токоотводящих борнов. Борны, к которым присоединены крайние пластины, являются отрицательными.

9. Требования безопасности при монтаже

9.1 Опасности коротких замыканий

При монтаже батарей следует помнить о том, что полюса каждого элемента находятся под напряжением и, что в случае короткого замыкания, могут возникнуть очень высокие токи (электрическая дуга).

Это особенно касается находящихся под напряжением токосъемников (выводов), пока они не заизолированы.

Для того, чтобы свести опасность несчастного случая до минимума, рекомендуется при подключении батареи оставить для начала некоторые соединения между элементами без перемычек. При этом на выходных полюсах батареи не присутствует суммарное напряжение всей батареи, а напряжение, при случайном прикосновении при монтаже к находящимся под напряжением деталям, остается ниже верхнего допустимого значения 65 В. Неустановленные перемычки следует смонтировать лишь непосредственно перед вводом в эксплуатацию.

9.2 Опасность, обусловленная кислотой

При монтаже заполненной электролитом батареи необходимо принять меры предосторожности против несчастных случаев с кислотой, опасность которых возникает при повреждении сосудов элементов или при опрокидывании элементов, использовать резиновые сапоги, откачивающее оборудование, стоки, нейтрализующие средства, например, соду.

При обращении с заполненными электролитом элементами обязательно ношение защитных очков.

К монтажу аккумуляторов в батарею следует допускать работников, прошедших специальный инструктаж по такелажным работам. Работы по переноске и установке аккумуляторов производить только под наблюдением руководителя бригады. При установке аккумуляторов место установки и путь переноски должны быть предварительно освобождены от посторонних предметов и не иметь препятствий, создающих опасность и неудобства для работающих.

10. Установка

10.1 Удалить с борнов ветошью, слегка смоченной бензином, защитный слой вазелина (при необходимости), не допуская попадания бензина на крышку аккумулятора. Зачистить мягкой металлической щеткой контактные поверхности борнов и перемычек и удалить с крышек аккумуляторов металлическую пыль.

10.2 Способ установки отдельных аккумуляторов зависит от их размеров и предназначения. Стандартными способами являются установка в специальных батарейных шкафах, на стальных стеллажах, на напольных деревянных стеллажах (рисунок 3) или на сейсмостойких стеллажах (рисунок 4).

При всех способах монтажа специальными конструкторскими мерами, покрытие защитным слоем пластмассы, пластмассовыми прокладками, следует обеспечить неизменность требуемых сопротивлений изоляции на протяжении всего срока службы батареи.

Рисунок 3

Пример установки батареи,

состоящей из семи аккумуляторов,

на сейсмостойком стеллаже

Рисунок 4

Для подъема аккумуляторов на стеллаж или заведения их в стеллаж могут потребоваться ременные подъемные приспособления. При необходимости они могут быть поставлены заказчику наряду с батареями (рисунок 5).

Ременное подъемное приспособление для OPzS

Рисунок 5

Все стеллажи должны быть отнивелированы до размещения на них аккумуляторов. Для напольных деревянных стеллажей и аккумуляторов, устанавливаемых по отдельности на индивидуальных изоляторах, предусмо-трены регулируемые по высоте стеллажные изоляторы, с помощью которых можно устранить влияние неровностей пола (рисунок 6).

Регулируемый по высоте пластмассовый изолятор

Рисунок 6

Если отнивелированность аккумуляторов не обеспечивается непосред-ственно самим способом установки, то необходимо с помощью чалика (нивелировочного шнура) отнивелировать аккумуляторы. Расстояние между соседними боковыми стенками двух аккумуляторов (монтажная длина) задается длиной перемычек. При относительно длинных рядах монтируемых аккумуляторов рекомендуется начинать нивелировку монтажной длины с середины монтируемого ряда аккумуляторов для того, чтобы можно было в оба конца сглаживать набегающие допуска.

10.3 Соединение аккумуляторов в батарею перемычками, путем болтового крепления.

Монтажная схема для 2-борновых аккумуляторов приведена на рисунке 7.

Рисунок 7

10.4 Соединение отдельных аккумуляторов осуществляется с помощью привинчиваемых гибких кабельных перемычек или поверхностно изолирован-ных пластмассой медных перемычек (рисунок 8).

Рисунок 8

Контактные поверхности полюсов и резьбонесущих вставок обработаны и закрыты таким образом, что, как правило, чистка и смазка не требуются. Если контактные поверхности все же окислились или загрязнены, их следует почистить, например, кордной щеткой.

Перемычки привинчиваются с помощью динамометрического ключа. Крутящие моменты для различных размеров болтов приведены ниже (таблица 2). Применение изолирующих колпачков обеспечивает полную изоляцию аккумуляторов (рисунок 9).

Рисунок 9

Таблица 2

Полюсный болт

Максимально допустимый крутящий момент, Нм

М 10

25,0

10.5 Соединение аккумуляторов в батарею перемычками, путем сварки. Сварка перемычек производится газовой горелкой и паяльными прутками с помощью специальных приспособлений. Перечень перемычек для пайки аккумуляторов, поставляемых заводом-изготовителем, указан в отдельном приложении “Технические данные”.

Для аккумуляторов емкостью 800 Ач и выше в качестве междурядных перемычек используются концевые. Кабельные и шинные вставки для междурядных соединений подбираются при монтаже.

10.6 Для сварки перемычек с полюсами элементов требуются следующие материалы и инструмент:

- сварочный газ - водород;

- сварочный газ - кислород;

- сварочная горелка с насадками;

- сварочный свинец (пруток с содержанием сурьмы до 10%);

- изолирующая асбестовая прокладка (двойная);

- щетка из латунной проволоки.

10.6.1 Сварочные рабочие операции.

10.6.1.1 Наложить двойную изолирующую асбестовую прокладку на крышку элемента. Прокладка предохраняет крышку элемента от капель расплавленного свинца и от пламени сварочной горелки (рис.10).

Рисунок 10

10.6.1.2 Установить перемычку на полюс элемента с соблюдением соосности полюса и отверстия.

10.6.1.3 Пламенем газовой горелки нагреть полюс и перемычку до расплавления поверхностного слоя. Добавляя твердый свинец сварочного свинцового стержня приварить перемычку к полюсу элемента.

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФЛЮСОВ !

Отверстие в перемычке заполнить свинцом до верхней кромки (рис.11).

Рисунок 11

10.6.1.4 По окончании сварки снять термоизоляционную асбестовую прокладку и очистить перемычку щеткой из мягкой латунной проволоки.

10.7 После окончания монтажных работ аккумуляторы и батареи пронуме-ровать, наружные поверхности борнов, перемычек и узлов соединения смазать тонким слоем технического вазелина или синтетического солидола.

11. Заполнение электролитом

ОСТОРОЖНО при работе с серной кислотой.

Серная кислота относится к сильноедким веществам!

Носите защитные очки и защитную одежду!

Аккумуляторы, поставленные незаполненными электролитом, следует заливать электролитом (разбавленная серная кислота H2SO4) после окончания монтажа батареи. Чистота серной кислоты должна соответствовать предписанным требованиям, приведенным в таблице 3.

Если готовый к заливке электролит не вошел в объем поставки фирмы VHB, необходимо установить, соответствует ли имеющаяся в распоряжении кислота требованиям по чистоте. Спецификации предлагаемых фирмой VHB электролитов Вы можете запросить. Наряду с этим, для качественной оценки кислоты на примеси, фирма VHB предлагает покупателям наборы реактивов.

Таблица 3

Предельно допустимые содержания примесей в разбавленной серной

кислоте, предназначенной для заполнения свинцовых аккумуляторов в

качестве электролита:

№ п/п

Вид загрязняющей примеси

Масса, мг/л, не более

1.

Платиновые металлы

Всего

0,05

2.

Медь

0,5

3.

Прочие металлы сероводородной

группы , напр. мышьяк, сурьма, олово,

висмут (кроме свинца)

Каждого

Всего

1

2

4.

Марганец, хром, титан

Каждого

0,2

5.

Железо

30

6.

Прочие металлы сернистокисло-

аммониевой группы, напр. кобальт,

никель (кроме алюминия и цинка)

Каждого

Всего

1

2

7.

Хлор, фтор, бром, йод

Всего

5

8.

Азот в форме аммиака

50

9.

Азот в иной форме, напр. в форме

азотной кислоты

10

10.

Двуокись серы или сероводород

20

11.

Летучие органические кислоты

(в пересчете на уксусную кислоту)

20

12.

Окисляемые органические вещества

в количестве, соответствующем

расходу KMnO4

30

Фракция, остающаяся после выпаривания серной кислоты, удаления

дымящихся продуктов и отжига остатка, не должна составлять более

250 мг/л.

11.1 Подготовка электролита

11.1.1 Разбавление концентрированной серной кислоты

Если в Вашем распоряжении имеется концентрированная серная кислота, ее необходимо разбавить до соответствующего состояния.

Таблица 4 Разбавление концентрированной серной кислоты

дистиллированной водой для получения электролита

требуемой плотности

Требуемая плотность

Ориентировочные пропорции по объему

электролита г/см3

концентрированная серная кислота плотностью 1,84 г/см3

дистиллированная

вода

1,28

100

280

1,26

100

320

1,24

100

355

1,20

100

460

1,19

100

500

1,18

100

540

1,16

100

620

Приготовленный электролит тщательно перемешивается кислото-упорной палочкой или струей сжатого воздуха. После охлаждения электролита до 20С и повторного перемешивания измеряется его плотность. В случае необходимости производится корректировка плотности добавлением концентрированной кислоты или воды.

Для корректировки плотности электролита, измеренной при температурах, отличных от 20С, используют таблицу 6, в которой приведена плотность электролита в зависимости от температуры (исходной считается температура 20С).

Чистота используемой для разбавления воды должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 5.

Относительно достаточную качественную оценку воды можно производить с помощью набора реактивов фирмы VHB (Тип. № 9292039044).

Таблица 5

п/п

Примеси

Масса, мг/л, не более

1.

Остаток после выпаривания

10

2.

Окисляемые органические вещества

в пересчете на расход KMnO4

20

3.

Сероводородная группа Pb, Sb, As,

Sn, Bi, Cu, Cd = каждого элемента

1

4.

Сернистокисло-аммониевая группа

1

5.

Галогениды, в пересчете на ионы

хлоридов

1

6.

Азотные соединения в форме

азотнокислой соли

10

7.

Азотные соединения в пересчете на

ионы аммония

50

При разбавлении серной кислоты следует соблюдать высочайшую осторожность, особенно тогда, когда используется концентрированная серная кислота, поскольку при ее разбавлении выделяется большое количество теплоты и, по этой причине, раствор сильно нагревается.

Концентрированную серную кислоту можно доливать в воду только очень тонкой струей и при постоянном помешивании полученного раствора.

Нельзя лить дистиллированную воду в концентрированную серную кислоту, поскольку это приводит к взрывоподобному выплеску горячей серной кислоты ! В любом случае, при разбавлении серной кислоты следует работать в защитных очках и в защитных перчатках.

Из-за высоких температур запрещается использовать для разбавления стеклянные емкости. Следует применять только емкости из жесткой резины, жаростойкие пластмассовые ящики или предусмотренные для этих целей специальные сосуды.

11.1.2 Разбавление неконцентрированной серной кислоты

К разбавленной серной кислоте плотностью 1,28 г/см3, которая пригодна для приготовления электролита к батареям различных конструкций, разрешается доливать дистиллированную воду.

Таблица 6 Зависимость плотности электролита от температуры

температура С

10

15

20

25

30

35

40

45

50

1,160

1,157

1,154

1,150

1,147

1,143

1,140

1,136

1,133

1,190

1,187

1,184

1,180

1,177

1,173

1,170

1,166

1,163

п

1,200

1,197

1,194

1,190

1,187

1,183

1,180

1,176

1,173

л

1,210

1,207

1,204

1,200

1,197

1,193

1,190

1,186

1,183

о

1,225

1,222

1,219

1,215

1,212

1,208

1,205

1,201

1,198

т

1,235

1,232

1,229

1,225

1,222

1,218

1,215

1,211

1,208

н

1,245

1,242

1,239

1,235

1,232

1,228

1,225

1,221

1,218

о

1,250

1,247

1,244

1,240

1,237

1,233

1,230

1,226

1,223

с

1,255

1,252

1,249

1,245

1,242

1,238

1,235

1,231

1,228

т

1,260

1,257

1,254

1,250

1,247

1,243

1,240

1,236

1,233

ь

1,265

1,262

1,259

1,255

1,252

1,248

1,245

1,241

1,238

г/см3

1,270

1,267

1,264

1,260

1,257

1,253

1,250

1,246

1,243

1,275

1,272

1,269

1,265

1,262

1,258

1,255

1,251

1,248

После разбавления кислоты следует выдержать достаточное время для того, чтобы электролит остыл, поскольку плотность кислоты зависит и от температуры (см. таблицу 6). Плотность заливаемого электролита должна составлять 1,240  0,005 г/см3.

11.2 Заполнение аккумуляторов электролитом

Непосредственно перед заливкой следует измерить температуру электро-лита и записать в журнал. Температура должна составлять от 15 до 25С. Ни в коем случае она не должна быть ниже 5С или выше 35С.

Затем следует залить электролит до уровня, находящегося на 5-10 мм ниже маркировочной отметки максимального уровня “мах”.

После того, как заполнен отдельный аккумулятор, в заливочное отверстие вставляется термометр и через один час считывается значение температуры для данного аккумулятора.

О заливке и вводе в эксплуатацию сухозаряженных аккумуляторов следует составлять протокол в соответствии с приведенной ниже табл.7.

Исследован ли электролит на примеси _________________________________

хлора, железа и прочие нежелательные _________________________________

металлические примеси? _________________________________

Что показало исследование? _________________________________

___________________________________________________________________

Какова была плотность электролита перед заливкой? _________ г/см3 при _______ С и окончена “____” _________ 199 __ в _____ час. _____ мин.

Таблица 7

Параметры

Момент замера

Номер аккумулятора

№_

№_

№_

№_

№_

№_

№_

№_

Плотность электролита

г/см3

Непосредственно после заливки

Через 1 час

после заливки

Параметры

Момент замера

Номер аккумулятора

№_

№_

№_

№_

№_

№_

№_

№_

Температура электролита

С

Непосредственно после заливки

Через 1 час

после заливки

Среднее изменение плотности электролита _________ г/см3.

Среднее изменение температуры электролита _________ С.

Ввод батареи в эксплуатацию осуществлен по методу: ___________________

__________________________________________________________________

Величина изменения температуры между значением, регистрируемым после заливки, и значением, зарегистрированным на приготовленном к заливке электролите, подлежит регистрации для каждого отдельного аккумулятора, т.к. эта величина показывает, какая доля предварительно сухозаряженной емкости потеряна в процессе складского хранения. Она имеет решающее значение для обращения с батареей на последующем этапе ввода в эксплуатацию, а именно - при заряде.

12. Ввод батареи в эксплуатацию

В случае поставки сухозаряженных аккумуляторов, через 2 часа после заливки электролита в последний аккумулятор можно приступать к подзаряду для ввода в эксплуатацию. Во избежание потери предварительно сухозаряженной емкости, время простоя между заливкой электролита и началом заряда не должно превышать 15 часов. Перед включением зарядного устройства следует проверить качество и полярность соединения зарядного устройства с батареей: положительный полюс выпрямителя должен быть подсоединен к положительному полюсу батареи.

При заряде в первые шесть часов ежечасно по меньшей мере на четырех контрольных аккумуляторах проверить и регистрировать напряжение аккумулятора и плотность электролита в аккумуляторе в соответствии с таблицей 8.

Таблица 8

Дата

Время

Контрольный образец

1 № ______________

Контрольный образец

2 № ______________

Контрольный образец

3 № ______________

Контрольный образец

4 № ______________

Плотность г/см3

Напряжение В

Плотность г/см3

Напряжение

В

Плотность г/см3

Напряжение В

Плотность г/см3

Напряжение

В

12.1 Батареи с полностью сохранившейся предварительно сухозаряженной емкостью

Предварительно сухозаряженная емкость сохранена полностью, если при заливке электролита рост температуры электролита во всех аккумуляторах составил менее 5С и плотность электролита упала менее чем на 0,02 г/см3.

Остаточная емкость таких батарей составляет около 85% номинальной емкости. Поэтому, при их вводе в эксплуатацию не требуется специального заряда. Напротив, такие батареи можно подключить непосредственно к источ-нику, поддерживающему подзаряд напряжением 2,23 В/эл. Для ускорения заря-да можно также использовать заряд с повышенным напряжением 2,35-2,4 В/эл.

12.1.1 Ввод в эксплуатацию при напряжении подзаряда 2,23 В/эл.;

(График IU), (рисунок 12).

Ход зарядки по графику IU

Рисунок 12

После 36 часов заряда поддерживающим напряжением батарея полностью заряжена. Однако, не исключено, что в отдельных аккумуляторах или блоках напряжение и плотность электролита еще не будут лежать в предписываемых для длительной эксплуатации пределах, указанных в пункте 14.2.

Допустимое отклонение плотности электролита  0,01 г/см3 относительно номинального значения для 20С 1,240 г/см3. Для первых 6 месяцев после ввода батареи в эксплуатацию допустимое отклонение плотности электролита 0,02 г/см3.

12.1.2 Ввод в эксплуатацию при повышенном напряжении заряда 2,35-2,40 В/эл. (График IU).

Рисунок 13

Если зарядное устройство оснащено ступенью повышенного зарядного напряжения 2,35 или 2,40 В/эл., то заряд может быть ускорен. Вместо 36-часового подзаряда для полного заряда батареи достаточен 12-часовой заряд повышенным зарядным напряжением. По истечении этого времени батарея должна быть переключена на поддерживающее зарядное напряжение 2,23 В/эл. (рисунок 13). Величина тока не ограничивается и определяется мощностью источника.

Для напряжения аккумуляторов и плотности электролита следует пользоваться допусками, приведенными в пункте 12.1.1 и 14.2.

При заряде постоянным напряжением 2,232,4 В/эл. следует иметь в виду, что фиксируемая в этих условиях, в ходе или сразу после заряда плотность электролита в пространстве над пластинами аккумулятора не может рассматриваться как показатель степени заряженности аккумулятора. Время, необходимое для полного перемешивания электролита, может составлять от двух до трех месяцев (рисунок 14). При этом функциональные свойства батареи не ухудшаются.

Протекание процесса повышения плотности

электролита в аккумуляторе OPzS при заряде

с постоянным напряжением 2,23 В/эл.

Рисунок 14

12.2 Батареи, частично утратившие предварительно сухозаря-женную емкость

Если при заливке электролита снижение его плотности во всех или в отдельных аккумуляторах составляет от 0,02 до 0,05 г/см3, то это свидетель-ствует о том, что эти аккумуляторы частично утратили предварительно сухозаряженную емкость.

Если такие батареи подключать к поддерживающему подзарядному напряжению в 2,23 В/эл., то их полный заряд может продолжаться до двух недель.

Рисунок 15

Если Вы имеете в Вашем распоряжении повышенное зарядное напряжение в 2,35 или 2,40 В, рекомендуется заряжать этим напряжением от 24 до 48 часов (рисунок 15). Если по истечении этого времени требуемые показатели не будут достигнуты, необходимо прекратить заряд и оповестить представительство фирмы VHB.

В остальном остаются в силе предписания, изложенные в пункте 12.1.1.

12.3 Батареи, в значительной степени утратившие предваритель-но сухозаряженную емкость

Если после заполнения электролитом рост температуры электролита в одном или нескольких аккумуляторах составил более 15С или наблюдаемое снижение плотности электролита составило более 0,05 г/см3, это является показателем того, что эти аккумуляторы потеряли значительную часть предварительно сухозаряженной емкости, что возможно, например, из-за слишком долгого хранения в неблагоприятных условиях (сырость, высокие или сильно колеблющиеся температуры).

Эти аккумуляторы следует вводить в эксплуатацию одним из следующих способов.

12.3.1 Зарядом по графику IU на протяжении 72 часов напряжением 2,35 или 2,40 В/эл. (рисунок 15).

12.3.2 Заряд комбинированным способом по графику IU.

Заряд производится в 3 ступени:

Первая ступень - заряд до достижения напряжения 2,35-2,4 В/эл. Величина тока не ограничивается.

Вторая ступень - заряд постоянным напряжением 2,4 В/эл. Суммарное время первой и второй ступени составляет 3-5 часов.

Третья ступень - заряд постоянным током I = 0,05 C10.

На этой третьей ступени напряжение повышается до 2,6-2,75 В/эл. (рисунок 16).

Рисунок 16

Следует через каждый час регистрировать напряжение на каждом заряжаемом аккумуляторе. После достижения почти неизменяющихся значений следует контролировать плотность электролита. Заряд следует окончить, если оба значения (напряжение на аккумуляторе и плотность электролита) на двух последовательных замерах остаются постоянными, но не позднее, чем через 20 часов от начала первой ступени заряда.

Если по истечении этого времени требуемые показатели не будут достигнуты, необходимо прекратить заряд и оповестить представительство фирмы VHB.

12.3.3 Заряд падающим током (график W)

Если используется выпрямитель, не имеющий устройств стабилизации тока и напряжения, ток в процессе заряда определяется разностью между выпрямленным напряжением и электродвижущей силой батареи, а также сопротивлением выпрямителя. Значение зарядного тока до достижения напряжения батареи 2,4 В/эл. не ограничивается. При напряжении 2,4 В/эл.ток заряда не должен превышать 0,07 С10, а при напряжении 2,65 В/эл. не должен превышать 0,035 С10.

Ввод в эксплуатацию падающим током следует ограничить 24 часами.

Примечание:

При заряде до напряжения 2,4 В/эл. величина тока заряда не ограни-чивается.

Во избежание повреждения батареи следует исключить недопустимо высокие токи (табл.9) при напряжениях на батарее выше 2,4 В/эл.

Кроме того, следует следить за тем, чтобы температура электролита всегда оставалась ниже 55С, а в противном случае отключать зарядный ток.

Таблица 9 Максимальные значения токов при заряде

OPzS

Постоянный ток, График IU

5,0 А

2,6 - 2,75 В/эл.

Падающий ток, График W

Макс.

ток на

100 Ач

с 7,0 А

до 3,5 А

Напря-

жение

при 2,4 В/эл.

при 2,65 В/эл.

Подерживающий

зарядный ток

40-100 мА

при 2,23 В/эл.

По окончании заряда для ввода в эксплуатацию следует долить в аккумуляторы электролит до отметки максимально допустимого уровня “мах”. Следует удалить с поверхности аккумуляторов и перемычек возможно пролитый или разбрызгавшийся электролит.

После ввода в эксплуатацию напряжения отдельных аккумуляторов должны лежать в предписанных допусках (см. пункт 14.2).

12.4 Батареи, поставленные в заряженном и залитом электроли-том состоянии

Эти батареи могут подключаться непосредственно к поддерживающему зарядному напряжению 2,23 В/эл. Вам не требуются специальные меры и оборудование для их ввода в эксплуатацию.

В остальном следует руководствоваться указаниями из пункта 12.1.1.

Хотя перед отправкой с завода-изготовителя такие батареи заполняются электролитом до отметки максимально допустимого уровня “мах”, после установки может оказаться, что уровень электролита лежит ниже ее.

Причины этого могут состоять в следующем:

- выделение газа из аккумуляторов в результате вибрации при транспорти-ровке;

- разбрызгивание кислоты.

Поэтому примерно через 24 часа после начала поддерживающего заряда следует проконтролировать уровень электролита в аккумуляторах. В случае необходимости, следует долить электролит в аккумуляторы.

12.5 Сдача в эксплуатацию

12.5.1 По окончании заряда для ввода в эксплуатацию следует долить в аккумуляторы электролит до отметки максимально допустимого уровня “мах”. Следует удалить с поверхности аккумуляторов и перемычек возможно пролитый или разбрызгавшийся электролит. Следует еще раз измерить и зарегистрировать напряжения отдельных аккумуляторов, а также плотности электролита в них.

После ввода в эксплуатацию напряжения отдельных аккумуляторов должны лежать в предписанных допусках (см. пункт 14.2).

12.5.2 После завершения заряда батареи производится ее контрольный разряд. После чего аккумуляторы заряжаются и сдаются в эксплуатацию. По окончании заряда сохраняются рекомендации пункта 12.5.1.

Оформляется акт сдачи монтажа и ввода аккумуляторной батареи в эксплуатацию, с данными по контрольному циклу. Все данные зарядов и контрольного разряда заносятся также в батарейный журнал.

13. Правила эксплуатации и методы заряда

13.1 Подзаряд при постоянном напряжении (поддерживающий заряд)

Стационарные свинцовые аккумуляторы OPzS VARTA сконструированы таким образом, что оптимальный срок службы и состояние полной заряженно-сти достигается при использовании графика IU при поддерживающем зарядном напряжении 2,23 В/эл.

Более высокие напряжения заряда ведут к перезаряду аккумуляторов и уменьшают срок службы. Регулярный уравнительный заряд не требуется.

13.2 Эксплуатационная температура

Все номинальные значения для стационарных свинцовых аккумуляторов OPzS VARTA даются применительно к эксплуатационной температуре 20С.

Емкость батарей и токи заряда зависят от температуры батареи. Температурный коэффициент для емкости составляет около 1% С10 на 1С.

Эксплуатация при повышенных температурах в течение длительного времени сокращает срок службы батарей. Повышение средней температуры, например, на 10С удваивает скорость коррозийных процессов и вдвое сокращает срок службы. При повышении средней температуры на 20С срок эксплуатации может сократиться до четверти номинального срока службы батареи.

Температура электролита ни в коем случае не должна превышать 55С, поскольку это может привести к необратимому повреждению аккумулятора.

13.3 Разряд

В условиях эксплуатации разряд батарей осуществляется на предусмо-тренную нагрузку, например, при исчезновении сетевого питания, током разряда, предусмотренным для данного режима проектом или в случае тестирования батареи в рамках испытаний на емкость.

При составлении графика плановых испытаний емкости следует учитывать, что чрезмерно частые циклы заряда/разряда сокращают срок службы свинцового аккумулятора. При разряде аккумуляторов всем значениям тока разряда предписаны определенные минимально допустимые значения конечных напряжений разряда. Эти значения опубликованы в технической документации ко всем типовым сериям аккумуляторов OPzS VARTA. Приведенные в технической документации минимально допустимые значения конечного напряжения разряда подлежат строгому соблюдению (см. таблицу 1).

13.4 Заряд

Способы заряда аккумуляторной батареи в период эксплуатации зависят от степени разряда батареи и ее состояния.

Наиболее предпочтительным является щадящий заряд с постоянным напряжением 2,23 В/эл.

При определенных условиях могут потребоваться специальные методы заряда с повышенным зарядным напряжением. Такая необходимость возникает, например, в следующих случаях:

а) при необходимости достичь состояния полной заряженности в ограниченное время до 12 часов;

б) после вывода заряженной батареи из эксплуатации на срок более двух месяцев;

в) после простоя без заряда полностью или частично разряженной батареи в течение более 48 часов;

г) после длительного недостаточного заряда, признаком которого является слишком низкая плотность электролита во всех элементах;

д) после глубокого разряда, т.е. после падения напряжения аккумулятора ниже минимально допустимого конечного напряжения разряда.

Способы заряда аналогичны приведенным в разделе 12.

Примечание: заряд с повышенным напряжением следует проводить только при необходимости, поскольку в результате повышенного расхода воды - в три раза больше при 2,35 В/эл. и в шесть раз больше при 2,4 В/эл. по сравнению с расходом воды при 2,23 В/эл. - сокращаются интервалы между работами по уходу за аккумуляторами, при этом частые заряды с повышенным напряжением сокращают срок службы батареи.

14. Контрольные испытания

Описываемые ниже испытания имеют целью контроль за степенью эксплуатационной готовности стационарных аккумуляторных систем.

14.1 Суммарное напряжение (напряжение зарядного устройства)

Суммарное напряжение на конечных полюсах батареи при поддержи-вающем заряде равно произведению 2,23 В (напряжение на аккумуляторе) на количество аккумуляторов. Оно контролируется ежеквартально. При отклонениях  1% следует откорректировать юстировку зарядного устройства.

14.2 Напряжение на аккумуляторе или на блоке аккумуляторов

Единичные напряжения всех аккумуляторов или всех блоков аккумулято-ров контролируются не реже одного раза в год.

Допустимые отклонения от средних значений составляют +0,1 - 0,05 В для аккумулятора, +0,11 В для блоков из трех аккумуляторов (6-вольтовые блоки).

Если единичное напряжение отдельного аккумулятора или отдельного блока аккумуляторов находится за пределами данных допусков, следует дополнительно проконтролировать плотность электролита этих аккумуляторов.

15. Плотность электролита

15.1 Эксплуатируемые, в соответствии с правилами, стационарные свинцовые батареи OPzS VARTA в состоянии заряженности и при заполнении электролитом до максимально допустимого уровня должны иметь следующие номинальные значения плотности электролита: 1,240 г/см3 при температуре 20С.

Максимальный допуск на номинальную плотность электролита составляет  0,01 г/см3.

15.2 Отклонения от нормальных условий эксплуатации оказывают влияние на плотность электролита в аккумуляторах.

Такими отклонениями являются:

- температура: повышение температуры снижает, а понижение температу-ры повышает плотность электролита. Изменение составляет 0,007 г/см3 на 10С (см. таблицу 6);

- уровень электролита: плотность электролита повышается с расходом воды и со связанным с этим понижением уровня электролита;

- недостаточность перемешивания: непосредственно после долива воды или в результате неполного повторного заряда (в соответствии с разделом 12.1.3) в верхней части аккумулятора над пластинами наблюдаются более низкие значения плотности электролита.

15.3 Достаточно осуществлять контроль плотности электролита только в тех аккумуляторах, единичное напряжение которых лежит за пределами предписанных допусков (в соответствии с разделом 14).

Если ниже допуска - 0,01 г/см3 оказывается плотность электролита сразу во многих аккумуляторах одной батареи, следует исходить из того, что этому предшествовал недостаточный заряд.

Причинами такого явления могут быть как неполный заряд после предыдущего разряда, так и регулярные поднагрузки батареи для покрытия пиковых нагрузок вследствие недостаточной мощности выпрямительного устройства. Контрольные измерения следует повторить через 4 недели. Если за это время плотность электролита не стабилизируется, следует осуществить заряд в соответствии с разделом 12.3.1. Если после этого плотность электролита в одном или нескольких аккумуляторах будет ниже допуска, следует оповестить сервисное представительство фирмы VHB.

16. Профилактические испытания емкости

Регулярные испытания емкости с целью контроля за степенью эксплуатационной готовности стационарных свинцовых батарей не требуется, поскольку показания плотности электролита в аккумуляторах обычно позволяют судить о степени эксплуатационной готовности батареи.

Если же испытания емкости регламентированы или требуются по какой-либо иной причине, то их следует проводить следующим образом:

16.1 Разряд производится постоянным током. При этом разряд может осуществляться как током 10-часовой емкости (номинальной емкости), так и, для приближения к условиям эксплуатации и к особым случаям использования, одно-, трех- и пятичасовым током. Значения тока, соответствующие тому или иному времени разряда, приведены в таблице 2 Приложения А.

16.2 Перед началом разряда следует следить за тем, чтобы электролит имел номинальный уровень и предписанную плотность, приведенную к 20С (в соответствии с разделом 15.1). Средняя температура электролита должна быть в пределах 15 - 35С.

16.3 К испытанию емкости батареи можно приступать из режима постоянного подзаряда. В ходе разряда среднее значение тока разряда не должно отклоняться более чем на  1% от номинального значения. Допускаются кратковременные отклонения до  5% от номинального значения тока разряда продолжительностью не более 20 секунд.

16.4 Следует запротоколировать напряжения на выходных полюсах всей батареи и на существенном количестве единичных аккумуляторов по истечении 10, 25, 50 и 80% номинального времени разряда. Затем следует выбрать такие интервалы для контрольных замеров, которые не позволили бы продолжать разряд после достижения конечного напряжения разряда.

16.5 Конечное напряжение разряда батареи вычисляется путем умножения значения допустимого конечного напряжения разряда единичного аккумулятора на количество аккумуляторов.

Предельно допустимое конечное напряжение разряда единичного аккумулятора находится в зависимости от тока разряда.

16.6 Разряд следует прекратить по истечении времени разряда, предпи-санного соответствующему току разряда или по достижении напряжения на выходных полюсах батареи значения конечного напряжения разряда. При этом напряжения на полюсах отдельных аккумуляторов могут лежать на 0,2 В ниже допустимого конечного напряжения разряда.

16.7 Полученное значение емкости является результирующей от тока разряда и времени разряда. Если начальная температура не соответствовала 20С, полученное значение емкости следует математически привести к нормальным температурным условиям. Для вычисления действительной емкости, соответствующей температуре 20С, следует вычесть от замеренного значения емкости 0,6% на каждый градус температуры более 20С. При температуре менее 20С следует приплюсовать к замеренному значению емкости соответственно 0,06% на каждый градус. При времени разряда менее одного часа за поправочный температурный коэффициент на каждый градус отклонения от 20С следует брать 1%.

16.8 Если значения емкости, указанные в п.3.5 (для новых батарей) не достигаются, следует зарядить батарею и повторить испытания на емкость.

Если после осуществленного, в соответствии с предписаниями, заряда полученное значение емкости составляет менее 80% от номинальной емкости, это означает, что срок службы батареи истек.

16.9 Непосредственно после окончания испытания на емкость следует зарядить батарею в соответствии с разделами 13, 12.

17. Уход

17.1 Визуальный контроль

Примерно раз в год следует проводить визуальный контроль батареи и электрических подключений.

17.2 Долив воды

Вода должна доливаться не позднее, чем уровень электролита снизится до отметки нижнего допустимого уровня электролита. В нормальных условиях эксплуатации стационарных аккумуляторов фирмы VHB это требуется с интервалом более трех лет. Расход воды остается почти неизменным на протяжении всего срока службы аккумулятора.

Эксплуатационные температуры выше 20С и частые заряды с повышенным напряжением увеличивают расход воды. Для долива разрешается использовать только дистиллированную воду в соответствии с требованиями по очистке, приведенными в таблице 4.

17.3 Чистка батареи

Батареи следует постоянно содержать чистыми и сухими. Пластмассовые сосуды аккумуляторов и их крышки следует, во избежание возникновения трещин от внутренних напряжений в материале, чистить только с использованием чистой воды.

18. Общие правила безопасности

При неправильном обращении со стационарными свинцовыми аккумуляторами возникает опасность в связи с поражением электрическим током, с выделением взрывоопасной газовой смеси водорода и кислорода, с контактом с едким электролитом (разбавленная серная кислота). В связи с этим необходимо, при осуществлении всех работ с батареями, соблюдать правила техники безопасности. К ним относятся, в частности, следующие:

18.1 Работы под напряжением разрешаются только при соблюдении мер безопасности, предусмотренных правилами по предотвращению несчастных случаев.

Если номинальное напряжение батареи больше 110 В, требуются такие дополнительные меры безопасности, как ношение изолирующей защитной одежды, использование изолированного инструмента, изолирующие приспособления в месте установки батареи. Запрещается осуществлять подключение и отключение на подключенной к сети батарее.

18.2 Необходимо принимать соответствующие меры для того, чтобы исключить формирование статического заряда на персонале, осуществляющем работы с батарейными системами. К этому относится ношение антистатически действующей защитной одежды и обуви, поверхностное сопротивление которых не превышает значения 1010 Ом.

18.3 При работах по поддержанию эксплуатационной готовности стационарных батарей, в ходе которых возможен контакт с электролитом, следует носить защитные очки и резиновые перчатки; рекомендуется также носить кислотостойкую защитную одежду.

18.4 В батарейных помещениях не разрешается курение, прием пищи и напитков.

После работ с батареями следует тщательно мыть руки с мылом и водой.

Приложение А

Таблица 1

Наименование типа

типа контруктор-ской доку-

Внешние

размеры элемента, мм

Номин. напря-жение

Кол-во выводных борнов

Вес элемента с электроли-

Вес электро-лита,

Масса свинца, кг*

ментации

Длина

L

Ширина

В

Высота

Н

В

шт.

том, кг

кг**

6В 3OPzS150

1405030305

226

220

380

6

2

36,7

5,2

22,5

4 OPzS200

1705004175

(1705004475)

103

206

405

2

2

17,3

4,9

9,6

5 OPzS250

1705005175

(1705005475)

124

206

405

2

2

20,8

6,0

11,6

6 OPzS300

1705006175

(1705006475)

145

206

405

2

2

24,3

7,2

13,6

5 OPzS350

1707005175

(1707005475)

124

206

520

2

2

26,9

7,9

15,5

6 OPzS420

1707006175

(1707006475)

145

206

520

2

2

31,5

9,4

18,2

7 OPzS490

1707007175

(1707007475)

166

206

520

2

2

36,1

10,9

21,0

6 OPzS600

1710006175

(1710006475)

145

206

695

2

2

44,8

12,9

26,2

8 OPzS800

1710008175

(1710008475)

191

210

695

2

4

61,3

16,9

35,9

10 OPzS1000

1710010175

(1710010475)

233

210

695

2

4

74,6

21,1

43,8

12 OPzS1200

1710012175

(1710012475)

275

210

695

2

4

88,0

25,2

51,7

12 OPzS1500

1712512175

(1712512475)

275

210

845

2

4

114,4

34,2

64,2

15 OPzS1875

1712515175

(1712515475)

397

212

822

2

6

145,0

51,0

79,6

16 OPzS2000

1712516175

(1712516395)

397

212

822

2

6

153,0

48,0

84,5

20 OPzS2500

1712520375

(1712520395)

487

212

822

2

8

190,0

60,0

107,1

24 OPzS3000

1712524375

(1712524395)

576

212

822

2

8

225,0

72,0

126,7

* Справочные данные (без перемычек)

** при t=20С и плотности электролита 1,24 г/см3

Примечание: В скобках указан № типа конструкторской документации для сварного соединения

Приложение В

Упаковка для аккумуляторов,

комплектующих и запчастей к ним

Картонная коробка для

упаковок весом до 80 кг

Картонная коробка на поддоне (европалете) для упаковок

весом свыше 80 кг

Деревянный ящик

для упаковки аккумуляторов

ППН (пенный полиуретановый наполнитель)

Стиропор

Упаковка на палете

Макс. нагрузка

на палету 1200 кг

OPzS-элементы без электролита

Тип

Вес

элемента,

кг

Кол-во элементов на палете,

шт.

Вес брутто

на палете,

кг

6 V - 3 OPzS 150

31,50

15

510

4 OPzS 200

12,30

30

407

5 OPzS 250

14,70

30

479

6 OPzS 300

17,10

25

466

5 OPzS 350

19,00

30

608

6 OPzS 420

22,10

25

591

7 OPzS 490

25,20

20

542

6 OPzS 600

31,90

25

836

8 OPzS 800

44,40

15

704

10 OPzS 1000

53,50

15

841

12 OPzS 1200

62,80

12

792

12 OPzS 1500

80,20

12

1000

15 OPzS 1875

94,00

7

696

16 OPzS 2000

105,00

7

773

20 OPzS 2500

130,00

6

800

24 OPzS 3000

153,00

5

803

Упаковка аккумуляторов в деревянных ящиках

(морская упаковка)

На ящик

Тип аккумуляторов

Кол-во аккумул.

шт.

Наружный размер (мм)

Внутренний размер (мм)

Располо-жение

Рисунок

L

B

H

L1

B1

H1

6 V - 3 OPzS 150

12

1215

940

670

1115

890

520

1

4 OPzS 200

28

2

5 OPzS 250

24

1110

1110

670

1010

1060

520

3

6 OPzS 300

15

1110

880

670

1010

830

520

4

6 OPzS 420

15

1110

880

785

1010

830

635

4

6 OPzS 600

12

5

8 OPzS 800

8

1150

660

960

1050

610

810

6

10 OPzS 1000

8

7

12 OPzS 1200

6

8

12 OPzS 1500

6

940

745

1100

840

695

950

9

16 OPzS 2000

4

1080

660

1100

980

610

950

10

20 OPzS 2500

3

11

24 OPzS 3000

3

940

745

1100

840

695

950

11

Расположение аккумуляторов в ящиках

Рекомендации фирмы VHB

для стационарных аккумуляторных батарей

Электрические испытания батарей в процессе эксплуатации:

- первое испытание через 5 лет после ввода в эксплуатацию

- второе испытание после 10 лет эксплуатации

- дальнейшие испытания при необходимости по результатам контроля

Регулярный контроль :

- ежегодные измерения напряжения и плотности электролита

Объем измерений аналогичен измерениям при вводе в эксплуатацию.

Периодичность обслуживания аккумуляторных батарей в соответствии

с нормами

КТА 3703

Для обеспечения работоспособности батарей необходимо:

Ежемесячно:

- Визуальный контроль уровня электролита и внешнего вида батарей

- Контроль величины напряжения постоянного подзаряда на

выпрямителе

- Контроль температуры в помещении

- Проверка работоспособности системы вентиляции

- Контроль плотности электролита:

а) Выборочно на 10% аккумуляторов

б) На аккумуляторах, на которых при предыдущих ежегодных

испытаниях имело место пониженное напряжение

Ежегодно:

- Контроль напряжения на всех аккумуляторах батареи, при этом

допустимое отклонение на отдельных аккумуляторах может составлять

-0,05/+0,1 В от номинального значения

- Контроль плотности электролита на всех аккумуляторах, при этом

допустимое отклонение на отдельных аккумуляторах может составлять

± 0,01 г/см3 от номинального значения

Примечание:

- В случае отклонения напряжения на отдельных аккумуляторах на

величину более допустимого значения, их следует проверять

ежемесячно

- В случае отклонения напряжения и плотности электролита на

отдельных аккумуляторах на величину более допустимого значения их

следует заменить

Проверка емкости аккумуляторной батареи:

- Проверка выполняется не реже одного раза в 5 лет

в режиме постоянного подзаряда тем же током, что и при вводе в

эксплуатацию

/ см. Техническое описание, инструкцию по монтажу и эксплуатации для

стационарных аккумуляторов OPzS /

Дополнительный контроль:

- Проверка равномерного распределения тока по параллельным цепям

выводов от аккумуляторной батареи

- Контроль переходного сопротивления на межэлементных перемычках

Основные определения:

- Номинальная емкость Kn

Емкость по типам аккумуляторов по данным изготовителя

- Предельная емкость KG (пред)

Теоретическое значение емкости, определенное при проектировании

- Базисная емкость КВ

Емкость, измеренная при вводе в эксплуатацию

- Измеренная емкость Кр

Емкость, измеренная при периодических проверках емкости

КРИТЕРИИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОВТОРНОЙ ПРОВЕРКИ ЕМКОСТИ

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Значение измеренной емкости при периодических испытаниях

Необходимость проведения последующего полного заряда и повторного испытания

Результат второй проверки емкости

Необходимые меры

Кр  105% KG и

Кр  90% КВ

не требуется

-

нет

Кр  105% KG или

Кр  90% Kn

требуется

Кр  110% KG и

Кр  90% Kn

нет

Кр  110% KG или

Кр  90% Kn

сократить время проверки

Кр  105% KG

требуется заменить батарею

Кр  80% Kn

Кр  80% КВ

Кр  80% КВ

нет

сократить время проверки

Зимой после мойки автомобиля не торопитесь ставить его на стоянку. Скопившаяся в полостях и щелях влага может замерзнуть и сыграть с вами злую шутку. После мойки включите печку отопления на полную мощность (естественно, не выключая двигателя) и последовательно переключайте ее на все режимы обдува. Не забудьте немного приоткрыть окна или дверцы. Так вы просушите автомобиль.

Previous PageАккумуляторы для электромоторы для надувных лодок
Next PageЧто будет если не поменять аккумулятор на ноутбуке